Пластика жизни: танцевальная культура Горного Алтая

Национальный танец – одна из самых интересных форм передачи информации об обычаях, ритуалах, мировоззрении и жизни народа из поколения в поколение. Выражая посредством пластики вековой опыт предков, исполнители танцев завораживают зрителей, привлекают внимание, осуществляют передачу сведений на эмоциональном и подсознательном уровне, что роднит искусство хореографии с ритуальными действиями. Национальная танцевальная культура Горного Алтая мало изучена и поэтому полна загадок и тайн. Однако, некоторые основополагающие сведения известны.

Наскальные «иллюстрации» к танцу

В поисках достоверной картины развития культурной жизни в Горном Алтае этнографы обратили внимание на наскальную живопись – пиктографические письма (петроглифы), которым больше сорока веков. Объектом тщательного исследования стала целая серия рисунков на скалах Калбак-Таша, которые привлекли внимание ученых явным «пластическим шагом» человечков. Изображение представляет собой некий хоровод персонажей, облаченных в странные наряды с хвостами и движущихся в направлении восхода. Согнутые ноги людей можно трактовать как элемент танца, который используется до сих пор и является характерным приемом при пластическом изображении охотников или наездников. Так же, рисунки позволяют сделать вывод о том, что это, скорее всего, изображение ритуального обряда в момент динамичного движения, а значит, начало танцевальной культуре положили шаманы Горного Алтая, которые использовали для своих действий шкуры животных и под ритмичные звуки входили в транс для связи с духами.

Часто в наскальной живописи Алтая встречаются рисунки людей, образующих круг, в центре которого расположена фигура с бубном – шаман. Чуть в стороне от группы, можно увидеть женщин, которые держатся за руки и колени их тоже согнуты – девы таг кыстары  водят хороводы, отвлекая злобных демонов от шамана. 

Согласно исследованиям этнографов, древние жители Горного Алтая все судьбоносные события сопровождали ритуально-обрядовыми танцами. Об этом свидетельствует находка в погребальном кургане, что в районе села Каракол. Изображение на плитах представляют собой сцены проводов умершего в иной мир – люди в звериных шкурах, борьба демонов (красных и черных), чьи позы позволяют судить о явно пластическом способе выражения происходящего.

Изучая наскальную живопись, мифы, легенды, героический эпос народов Горного Алтая, ученые сделали вывод, что свадьбы, похороны, рождение детей, проводы на битву или встреча с войны оборачивались настоящим театрализованным действием, большую часть которого занимали песни и танцы. Участники использовали разные способы выражения:

  • Пантомиму и подражание («превращение» в птиц, животных, изображение охотника, наездника, солнца, луны, огня, воды);
  • Ритмичные движения (характерные для шаманского камлания);
  • Определенное направление движения (по ходу солнца, как символ вечного движения жизни);
  • Использование в танце ритуальных предметов (пояса, ножи, украшения);

 В совокупности получается удивительное зрелище, полное символов и образов. Исследование истории танцевальной культуры Горного Алтая, восстановление его основных стилистических особенностей ведутся до сих пор, и выражается это не только в теории, но и на практике – формируются и удачно выступают творческие детские и взрослые коллективы. Увидеть их представления можно на традиционных праздниках «Эй-Ойын», «Чага-Байрам», «Дьыльгаяк» и других.